Подготовила
старший воспитатель:
Семидоцкая
Ольга Геннадьевна
В наш стремительный век
компьютеризации мы стремимся дать детям повышенный уровень математических
знаний, научить английскому языку, развить логическое мышление. В концепции
дошкольного образования подчеркивается, что «основное значение имеют поддержка
и всемерное развитее качеств, специфических для возраста, так как создаваемые
им уникальные условия больше не повторятся и то, что будет «недобрано» здесь,
наверстать в дальнейшем окажется трудно или вовсе невозможно. Реализация
специфических возрастных возможностей психического развития происходит
благодаря участию дошкольников в соответствующих возрасту видах деятельности –
игре, речевом общении, рисовании, конструировании, музыкальной деятельности и
т.д.
Характерными проявлениями
того, что именно традиционно «детские» виды деятельности соответствуют
основному руслу психического развития дошкольника, являются, с одной стороны,
их безусловная привлекательность для детей и, с другой стороны, наличие в них
начал общечеловеческого знания.
Любимое занятие каждого
ребенка - игра, и конечно, чтение
сказок. Сказка для ребенка – это не просто вымысел, фантазия, это особая
реальность. Сказки – это не только прекрасное творение искусства, их
социальная, художественная и педагогическая ценность несомненна и общепризнанна.
В простых историях о хитрой Лисе и доверчивом Волке, дурачке Емеле и царевне
Несмеяне, о злом Кощее и бесстрашном добром молодце и т.д. нас привлекает
неистощимость выдумки, мудрость жизненных наблюдений. Сказка позволяет
приобщить детей к духовной культуре своего народа и обогатить знаниями об
истории своей Родины.
Великий немецкий поэт Фридрих Шиллер писал, что только
человек умеет играть, и только тогда он вполне человек, когда он играет.
К сожалению, в наше время
сказки, как и многие художественные произведения, не в полной мере используются
в семье и в системе общественного воспитания для развития детей. Проведя
диагностику детей, анкетирование родителей, анализ программ ТВ, исследователи
приходят к выводу, что сказка уходит из жизни детей. На телевидении- засилье
иностранных мультфильмов, язык которых далек от совершенства, а специфика
западной жизни не всегда понятна нашим детям. Из бесед с родителями становиться
ясно, что они понимают, что сказка занимает большое место в жизни ребенка, но
временной дефицит, финансовые семейные проблемы и неумение работать над
сказкой, не позволяют использовать ее в полной мере.
Попробуйте сейчас оценить, в какой мере вы в работе
используете воспитательный потенциал сказок.
В мир сказок ребенок вступает
в самом раннем детстве, как только начинает говорить. В большинстве своем он
знакомится с ней традиционными методами: чтением, рассказывание, драматизацией
и т.д.
«Традиционно педагогическая
деятельность с детьми по развитию познавательного интереса посредствам сказки
включает в себя следующие формы:
1. Специально организованные
занятия.
2. Викторины.
3. Изодеятельность по мотивам
сказок.
4. Драматургия
(театрализованные игры, игры-драматизации).
5.Экскурсия в библиотеку.
6. Изготовление кукол для
театра.
Основной принцип
тематического планирования – связь занятий с естественным ходом жизни ребенка,
связь с временами года, с народными праздниками и жизненными социальными
событиями. Выбор произведений осуществляется с учетом интересов детей.
Каждая тема раскрывается в
разных видах творческой деятельности с постепенным углублением и расширением
впечатлений.
Первая ступень – знакомство
со сказкой. Цель: познакомить с содержание сказки, вызвать интерес,
эмоциональный отклик. Затем идет повторное слушание сказки, рассматривание
иллюстраций, по которым дети определяют характер героев. В занятие мы включаем
пересказ отдельных эпизодов, диалог по ролям, моделирование сказок, составление
сказок по опорам. Это работа направлена на развитие творческих способностей и влияет
на развитие неординарного мышления.
Закрепление впечатлений от
сказки происходит в изодеятельности – лепка, аппликации, конструировании. Этому
способствует также проведение тематических выставок детских работ.
Игра-драматизация – одна из
составных частей работы над сказкой. Драматизируя сказку, ребенок пользуется ее
языком. В играх- драматизациях дети овладевают словесными формами родного языка
– вопросом, ответом, диалогом, беседой, повествованием.
Плодотворным является
включение содержания хорошо знакомых сказок в занятия по формированию
элементарных математических представлений, логике, физической культуры. Детей
окружают знакомые сказочные образы, которым необходимо помочь выполнить
задание. Помимо учебных задач тут решаются и проблемы духовно-нравственного и
эмоционального воспитания ребенка.
Одной из любимых форм работы
– составление собственной книги сказок.
Заслуживает внимание такая
форма работы по развитию познавательного интереса к сказке как проведение
викторин, выявляющих уровень знаний, систематизирующих представления,
позволяющих педагогам.

Комментариев нет:
Отправить комментарий