вторник, 31 января 2012 г.

Психолого-педагогический потенциал сказок в развитии креативности дошкольников


Подготовила старший воспитатель:
Семидоцкая Ольга Геннадьевна

В наш стремительный век компьютеризации мы стремимся дать детям повышенный уровень математических знаний, научить английскому языку, развить логическое мышление. В концепции дошкольного образования подчеркивается, что «основное значение имеют поддержка и всемерное развитее качеств, специфических для возраста, так как создаваемые им уникальные условия больше не повторятся и то, что будет «недобрано» здесь, наверстать в дальнейшем окажется трудно или вовсе невозможно. Реализация специфических возрастных возможностей психического развития происходит благодаря участию дошкольников в соответствующих возрасту видах деятельности – игре, речевом общении, рисовании, конструировании, музыкальной деятельности и т.д.

Характерными проявлениями того, что именно традиционно «детские» виды деятельности соответствуют основному руслу психического развития дошкольника, являются, с одной стороны, их безусловная привлекательность для детей и, с другой стороны, наличие в них начал общечеловеческого знания.

Любимое занятие каждого ребенка  - игра, и конечно, чтение сказок. Сказка для ребенка – это не просто вымысел, фантазия, это особая реальность. Сказки – это не только прекрасное творение искусства, их социальная, художественная и педагогическая ценность несомненна и общепризнанна. В простых историях о хитрой Лисе и доверчивом Волке, дурачке Емеле и царевне Несмеяне, о злом Кощее и бесстрашном добром молодце и т.д. нас привлекает неистощимость выдумки, мудрость жизненных наблюдений. Сказка позволяет приобщить детей к духовной культуре своего народа и обогатить знаниями об истории своей Родины.

Великий немецкий поэт Фридрих Шиллер писал, что только человек умеет играть, и только тогда он вполне человек, когда он играет.

К сожалению, в наше время сказки, как и многие художественные произведения, не в полной мере используются в семье и в системе общественного воспитания для развития детей. Проведя диагностику детей, анкетирование родителей, анализ программ ТВ, исследователи приходят к выводу, что сказка уходит из жизни детей. На телевидении- засилье иностранных мультфильмов, язык которых далек от совершенства, а специфика западной жизни не всегда понятна нашим детям. Из бесед с родителями становиться ясно, что они понимают, что сказка занимает большое место в жизни ребенка, но временной дефицит, финансовые семейные проблемы и неумение работать над сказкой, не позволяют использовать ее в полной мере.

Попробуйте сейчас оценить, в какой мере вы в работе используете воспитательный потенциал сказок.


В мир сказок ребенок вступает в самом раннем детстве, как только начинает говорить. В большинстве своем он знакомится с ней традиционными методами: чтением, рассказывание, драматизацией и т.д.
«Традиционно педагогическая деятельность с детьми по развитию познавательного интереса посредствам сказки включает в себя следующие формы:
1. Специально организованные занятия.
2. Викторины.
3. Изодеятельность по мотивам сказок.
4. Драматургия (театрализованные игры, игры-драматизации).
5.Экскурсия в библиотеку.
6. Изготовление кукол для театра.

Основной принцип тематического планирования – связь занятий с естественным ходом жизни ребенка, связь с временами года, с народными праздниками и жизненными социальными событиями. Выбор произведений осуществляется с учетом интересов детей.

Каждая тема раскрывается в разных видах творческой деятельности с постепенным углублением и расширением впечатлений.

Первая ступень – знакомство со сказкой. Цель: познакомить с содержание сказки, вызвать интерес, эмоциональный отклик. Затем идет повторное слушание сказки, рассматривание иллюстраций, по которым дети определяют характер героев. В занятие мы включаем пересказ отдельных эпизодов, диалог по ролям, моделирование сказок, составление сказок по опорам. Это работа направлена на развитие творческих способностей и влияет на развитие неординарного мышления.
Закрепление впечатлений от сказки происходит в изодеятельности – лепка, аппликации, конструировании. Этому способствует также проведение тематических выставок детских работ.

Игра-драматизация – одна из составных частей работы над сказкой. Драматизируя сказку, ребенок пользуется ее языком. В играх- драматизациях дети овладевают словесными формами родного языка – вопросом, ответом, диалогом, беседой, повествованием.

Плодотворным является включение содержания хорошо знакомых сказок в занятия по формированию элементарных математических представлений, логике, физической культуры. Детей окружают знакомые сказочные образы, которым необходимо помочь выполнить задание. Помимо учебных задач тут решаются и проблемы духовно-нравственного и эмоционального воспитания ребенка.

Одной из любимых форм работы – составление собственной книги сказок.
Заслуживает внимание такая форма работы по развитию познавательного интереса к сказке как проведение викторин, выявляющих уровень знаний, систематизирующих представления, позволяющих педагогам.

Комментариев нет:

Отправить комментарий