Самым сложным в освоении для ребенка по праву считается учиться говорить звук р. Но если у малыша нет патологий со стороны центральной нервной системы, то к 5 годам его речь должна быть полностью сформирована: поставлены все звуки, развернута фраза, накоплен хороший словарный запас.
Почему же «р» так тяжело дается ребенку. Звук «р» самый энергозатратный. Он становится последним в освоении. Нарушение в его произношении называется ротацизмом. У большинства детей, не выговаривающих «р», идет замена этого звука на «л», «й»: лыба, йиба. Иногда хватает нескольких занятий, чтобы поставить язычок в правильное положение для произношения «р».
Больше проблем вызывает французский прононс – горловое «р». Он воспроизводится корнем языка, и сделать активным кончик языка очень тяжело. Если ребенок изучает французский язык, то это практически невозможно. Начинать лечение в этом случае желательно в 4 года.
Можно конечно не устранять этот дефект речи. Например, это практикуется зарубежом и считается изюминкой человека. Но в нашем обществе ребенку с такими недостатками будет тяжело. Его могут дразнить в школе, что сделает его замкнутым и закомплексованным. Поэтому корректировать речь лучше до 5 лет.
Самой распространенной причиной неправильного произношения является короткая уздечка языка. Поэтому, если у малыша есть проблемы в произношении, надо его показать хирургу-стоматологу. Он уже решит, нужно ли ее подрезать. Обычно после такой процедуры на занятиях с логопедом учиться говорить звук р дается легче.
Но может ли мама сама заниматься с малышом? Может, но посещение логопеда отменять не стоит. А мама может закреплять с ребенком пройденное на занятии и делать гимнастику для губ, языка и нижней челюсти.
Упражнения для активизации кончика языка
Все элементы необходимо повторять 5-10 раз не реже 2-3 раз в неделю, а лучше каждый день.
- Дотягиваемся язычком до носика, верхней губы, твердого неба.
- Цокаем, как скачет лошадка.
- Делаем «грибок» — присасываем кончик языка к небу.
- Облизываем верхнюю губу.
- Считаем кончиком языка верхние зубки.
Можно также делать логопедический массаж. Он делается как и косметический по линиям наименьшего растяжения.
После гимнастики начинаем механическую постановку звука «р». Берем ребенка за основание указательного пальца. Подводим свою руку и пальчик ребенка под язычок и просим малыша «подыдыкать» — ды-ды-ды. В этот момент начинаем раскачивать язычок. Ощущения могут быть разные, вплоть до болезненных, так как пальчик натирает слизистую рта. Поэтому мама должна всячески хвалить малыша: какой у тебя язычок молодец, как он у тебя все хорошо делает. Ни в коем случае не указывайте на недостатки, иначе у ребенка возникнет речевой негативизм.
Однако самое главное в постановке звука – его автоматизация, когда ребенок, не контролируя себя, выдает звук автоматически. Этому предшествует длительная работа, которая требует от родителей большого внимания и терпения. Корректировать речь можно в любом возрасте, но чем старше человек, тем больше у него закрепляются автоматизмы неправильного произношения.

Комментариев нет:
Отправить комментарий