пятница, 18 апреля 2014 г.

Учим буквы

Очень часто в школе дети сталкиваются с проблемой неправильного написания букв, заменой одной буквы на другую, у некоторых детей возникают сложности при освоении техники чтения. Причиной этих проблем является незнание ребенком точного образа буквы. Ребенок может забывать буквы, путать схожие по написанию буквы, не иметь точного представления, как выглядит буква, как расположены ее элементы (например, наиболее часто встречающиеся ошибки при печатании букв И – N, Я – R и т.п.). Чтобы у вашего ребенка не возникло подобных сложностей в школе, чтобы он успешно мог осваивать чтение и письмо важно хорошо выучить все буквы.
При знакомстве с буквами и обучении чтению в дошкольном возрасте очень важно соблюдать правило –  мы называем буквы упрощенно так, как звучит твердый согласный звук, который они обозначают. Не "ЭМ", а "М", не "ПЭ", а "П".

Как много раз нужно назвать ребенку букву, чтобы он ее запомнил? 

Ответа на этот вопрос не существует: все будет зависеть от индивидуальных особенностей ребенка, его возраста, частоты занятий с ним. Ведь все дети довольно в разные сроки усваивают названия цвета, например. Взрослые до тех пор комментируют цвет окружающих предметов ("Смотри, какая красная машинка поехала!", "Травка - зеленая!") или просят ребенка показать или принести предмет заданного цвета ("Покажи синий цветочек на картинке!", "Дай маме красный кубик!"), пока однажды ребенок сам не назовет знакомые цвета. То же самое происходит и с заучиванием букв: сначала взрослый показывает и называет буквы (в букварях, на специальных плакатах, в разрезных азбуках, на улице), потом ребенок учится находить букву по заданию взрослого ("Найди и покажи в этом слове букву В!"), и только после этого он самостоятельно опознает и называет букву. Если форсировать этап называния буквы взрослым и поиска буквы по заданию, ребенок с трудом будет вспоминать буквы, часто ошибаться и из-за этого терять интерес к занятиям.

В настоящее время на рынке развивающих игр - огромное количество готовых игр, которые могут помочь ребенку выучить буквы. Но готовых игр может быть недостаточно, чтобы ребенок уверенно называл буквы. Вашему вниманию предлагаются оригинальные и полезные игры, которыми вы можете воспользоваться при желании и необходимости.

Безусловно полезным для запоминания букв является
выкладывание их из палочек, кубиков, мозаики, пуговиц, горошин, камешков, моделирование буквы из пластилина (из колбасок/жгутиков) или проволоки, обводка и раскрашивание объемных букв, их штриховка. 

Игра «Разрезные буквы»

Для этой игры необходимо подготовить карточки с буквами, разрезать их на две части (затем можно эти же буквы дополнительно разрезать, так чтобы получалось 3-5 деталей). Предлагайте ребенку собирать буквы, предъявляя части разными способами:
- части одной буквы;
- части одной буквы + одну часть от другой буквы;
- части 2-3 букв одновременно.

Особое внимание уделите подбору букв для одновременного складывания двух и более букв. Сначала подбирайте для такого задания буквы, разница во внешнем виде которых очевидна, например: А и Р, С и И. Когда ребенок освоит этот уровень, можно предъявлять одновременно части схожих по написанию букв, например: Р и В, Ш и Е, Н и П.
Не забывайте называть или спрашивать ребенка, какая получилась буква!


Упражнение «Найди и подчеркни»
Для этой игры потребуется любой текст с крупным шрифтом (старая детская книжка, рекламка из почтового ящика). Предложите ребенку, внимательно просматривая текст, находить и подчеркивать букву, которую с ним заучиваете. Не забывайте называть или спрашивать, какую букву ребенок ищет. В другой раз букву можно зачеркивать, обводить в кружочек, ставить под/над ней точку...
При успешном выполнении подобных заданий можно предложить одновременно искать две буквы и их подчеркивать, а наиболее сложный вариант упражнения - находить две буквы одновременно, но отмечать их разными знаками (например, Н - зачеркнуть, И - обвести в кружочек).
Задание полезно на всех этапах обучения чтению (даже для читающих детей), так как еще и тренирует внимательность.
  Упражнение «Какая буква спряталась?»
Можно использовать любые крупные буквы из разрезной азбуки или написанные Вами фломастерами. Дополнительно приготовьте лист большего размера. Спрячьте за этим листом букву, оставив видимой только ее фрагмент. Попросите ребенка узнать букву.
   Ж   Б   Е   О
Одну и ту же букву можно загадывать многократно, изменяя предъявляемый фрагмент "в окошке".Игра развивает пространственное мышление и внимание.

Упражнение «Допиши букву»
Напишите на листе бумаги только элементы букв. Попросите ребенка угадать, какие буквы вы хотели написать.
Вы можете просить ребенка назвать все буквы, которые содержат этот элемент, если вариантов ответов несколько.
Предложите ребенку дописать незаконченные буквы.
Игра развивает воображение, поможет предупредить ошибки при написании букв.

Упражнение «Какие буквы спрятались?»
Предложите ребенку угадать, какие буквы спрятались в этих
картинках. Если задания нарисовать на отдельных листах, то ребенок, поворачивая лист в разные стороны, сможет найти больше букв. Если ребенок не может узнать какую-либо букву, обведите ее тупым концом карандаша, это поможет ему выделить букву на общем фоне.
Задание развивает зрительное восприятие.

Упражнение «Какая буква следующая?»
Сидя рядом с ребенком, напишите цепочку из букв: АЛАЛА
Попросите угадать, какая буква должна быть следующей. Ее ребенок может выбрать из букв разрезной азбуки и положить в продолжение ряда или написать самостоятельно. Пусть ребенок называет буквы!
Это задание представляет собой логическую закономерность, развивает логическое мышление и внимание.
Можно предлагать и другие виды чередования букв, например:
ААЛЛААЛЛ
АЛЛАЛЛА
АЛАПАЛАП
и т.д.

Количество заданий, созданных подобно этим, может быть ограничено только вашим желанием.

Интересные и занимательные игры на закрепление букв вы также можете найти на сайте «Веселые уроки»

http://games-for-kids.ru/obuchenie-chteniyu/bukvy.php

Материал подготовлен с использованием интернет ресурсов.

Комментариев нет:

Отправить комментарий