понедельник, 14 октября 2013 г.

Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста

Консультацию подготовила учитель-логопед МДОУ д/с № 8 Вучичевич Н.А.

   Родители, обращаясь к логопеду, часто спрашивают в чем причина нарушения речи ребёнка, почему у него"каша во рту", почему он пропускает или заменяет звуки и слоги в словах. Виновников подобных нарушений может быть несколько и одним из основных является неразвитый фонематический слух. 
   Фонематический слух – это умение различать и анализировать звуки. 
Ребёнок, у которого фонематический слух нарушен, не слышит ошибок в своей речи, не может повторить образец правильного произнесения слова, т.к. не различает разницы в произношении, не замечает разницы в звучании слов, отличающихся одним звуком (удочка-уточка). Кроме того, недоразвитие фонематического слуха обязательно сказывается на овладении чтением и письмом
   Поэтому развитие фонематического слуха является важной задачей в исправлении речевых недостатков у детей. Без полноценного восприятия звуков, без четкого их различения невозможно становление чистой речи. 
   При этом обучение не должно быть скучным, а должно проходить во время интересной игры. Ведь игра, являясь ведущей деятельностью дошкольного возраста, позволяет сделать этот процесс доступным и интересным. 
   Предлагаем вашему вниманию игры и игровые упражнения, по развитию фонематического слуха, которые вы можете выполнять совместно со своим ребёнком дома. Они построены по принципу от простого к сложному. 


1.Узнавание неречевых звуков 
Цель - развитие слухового внимания и слуховой памяти, что особенно важно для успешного развития фонематического восприятия вообще. Неумение вслушиваться в речь окружающих часто является одной из причин неправильного произношения, поэтому нужно научить ребенка слышать звуки, уметь их сравнивать. 
Игра «Разведчик». Предложите ребёнку послушать звуки за окном: Закрой глазки и прислушайся! Что ты слышишь? Что шумит? Что гудит? Кто кричит? Кто разговаривает? Кто смеется? 
Игра "Шумящие мешочки". Вместе с малышом насыпьте в мешочки или коробочки крупу, пуговицы, скрепки и т.д. Ребенок должен угадать по звуку потряхиваемого мешочка, что у него внутри. 
Игра "Похлопаем". Ребенок повторяет ритмический рисунок хлопков. 
Например, два хлопка, пауза, один хлопок, пауза, два хлопка. В усложненном варианте малыш повторяет ритм с закрытыми глазами. 

2. Различение высоты, силы, тембра голоса 
На этом этапе необходимо научить ребенка понимать интонацию речи и самому владеть теми средствами, которыми выражаются эмоциональные оттенки речи. 
Игра "Узнай свой голос". Запишите на кассету голоса близких людей и голос самого ребенка. Попросите его угадать, кто говорит. 
Игра "Далеко - близко". Взрослый показывает ребенку игрушечный самолёт и просит внимательно послушать и запомнить, как он гудит, когда находится близко (громко), и как - когда далеко (тихо). Затем произносит "у-у-у", меняя силу голоса, а ребёнок отгадывает, близко или далеко гудит самолёт. Затем ребёнок сам гудит по сигналу взрослого: "близко" - "далеко". 
Игра «Чей голос?» Взрослый показывает ребенку картинки трёх кошек и просит внимательно послушать и запомнить, как они мяукают: высоким голосом – котёнок, средним - кошка, низким – старый кот. Затем произносит "мяу", меняя высоту голоса, а ребёнок отгадывает. Затем ребёнок сам мяукает. Как усложнение можно менять и интонацию, тембр голоса: котёнок – тихо, трусливо мяукает; кошка – ласково; кот – сердито. 

3.Различение слов, близких по звуковому составу 
Игра "Верно-неверно". Взрослый показывает ребенку картинку и называет предмет: "Бумага". Затем объясняет: "Я буду называть эту картинку то правильно, то неправильно, а ты внимательно слушай. Если я слово назову правильно, ты хлопаешь, если я ошибусь - топаешь". Затем произносит: «Бумага - пумага - тумага - пумака – бумака». Начинать надо со слов простых по звуковому составу, постепенно переходя к более сложным. 
Игра «Рифмовочки». Ребёнку предлагается повторить за взрослым по два слова и определить, похожи ли они по звучанию. Пень – день, топот – кубик, майка – байка и т.п. Как усложнение, взрослый произносит слово и просит ребёнка добавить к нему рифму, чтобы получился «стишок». 
Мишка - …, галка -…, ком -…, компот -…, банки -…, пакет - … 

4. Различение слогов 
Игра "Телеграф". Взрослый предлагает поделить слова на части (слоги), одновременно проговаривая и прохлопывая: па-па, ло-па-та, ба-ле-ри-на. Как усложнение – ребёнок должен сосчитать количество слогов. 
Игра «Запомни, повтори». Взрослый произносит цепочку слогов, ребёнок должен повторить: па –пы, та-то-ту, ва-фа-ва. 
Игра "Что лишнее?". Взрослый произносит ряды слогов "па-па-па-ба-па", "фа-фа-ва-фа-фа"… Ребенок должен хлопнуть, когда услышит лишний (другой) слог. 

5. Различение звуков 
Игра "Похлопаем". Взрослый произносит ряды звуков, а ребенок хлопает в ладоши, когда слышит заданную фонему. 
Игра «Скажи наоборот». Взрослый проговаривает два-три звука, а дети должны произнести их в обратном порядке. 
Игра «Шутки – минутки». Прочитайте ребенку строчки из стихов, намеренно заменяя буквы в словах. Ребёнку понравится находить ошибки в стихотворении и исправлять их. 

Как живо, весело и интересно проходят игры! Их проведение создаст и в Вашем доме атмосферу заинтересованности, поднимет настроение. Верьте в своего ребенка и помогите ему постичь мир звуков!


Использованная литература:
Куниченко О.А. «Развитие фонематического слуха».
Ткаченко Т.А. «Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа».