среда, 16 октября 2013 г.

Учим ребенка сочувствовать и сопереживать


С самого раннего возраста следует уделять особое внимание воспитанию в ребенке таких чувств, как сочувствие, сострадание, сопереживание.

Воспитание этих качеств вовсе не является сложной задачей, если и в самих родителях они развиты. Единственное на что стоит обратить внимание - необходимо чтобы ребенок воспринимал все через свои собственные ощущения. Сочувствовать - ощущать вместе. Часто это происходит не сколько на уровне словесного общения, сколько на уровне мимики и жестов.

Давайте вспомним, как часто слушая рассказы о проблемах из уст своих детей, мы даже не смотрим им в глаза, а занимаемся своими делами, возясь на кухне, к примеру. Именно в этот момент, когда для ребенка его проблема - самая важная, сложная и часто очень болезненная, мы своим невниманием отодвигаем ее на второй план относительно наведения порядка на кухне. Именно отсюда и возникает чувство одиночества и обида на других. И ребенок замыкается в себе. Поэтому очень важно в таких случаях искреннее внимание, желание понять или хотя бы просто выслушать. Ребенок, который ощутит и прочувствует внимание и сочувствие к себе, будет стремиться так же относиться и к другим.

Так уж происходит, что все хорошее учится с наставниками, а плохое приходится познавать самому. Нужно постараться научить ребенка уважительно относиться к людям, а уж осуждать их он научится и сам. 

Дети начинают понимать, что чувствуют другие люди, только тогда, когда открывают эти чувства для себя.


Как развивать в ребенке чувства участия и сопереживания?

Вот несколько рекомендаций:


1. Очень важно - это уделять внимание своему ребенку. Реагируйте на чувства своего малыша: сочувствуйте, когда ему больно, радуйтесь замечая, что у него что-то получилось и т.д. 

2. Обозначайте чувства своего ребенка вслух. Например, «как же приятно видеть тебя таким радостным», когда ребенок весел. Или «вот досада», когда у ребенка не получается собрать головоломку и он расстраивается.

3. Обозначайте свои собственные чувства вслух. «Мне так жаль», если ребенок ударился, или «Мне так больно и обидно», если ребенок грубит вам.

4. Научите ребенка рассматривать ситуацию не только со своей личной стороны, но и с позиции других людей. Если ваш ребенок обижает кого-нибудь, спросите у него, что именно по его мнению чувствует обижаемый и как бы себя чувствовал лично он, если бы обижали его.

5. Большое значение имеет также общение с другими детьми. Ведь в ходе совместной игры дети набираются опыта общения, они учатся делиться с друзьями, помогать им, выражать сочувствие, считаться с их интересами. Родители должны способствовать развитию доброжелательных взаимоотношений между вашим ребенком и другими детьми, одобряя своего малыша:- «Как вы хорошо вместе играли. Ты очень верно поступил, поделившись своими игрушками с другими».

6. Важно помнить и о том, что дети чаще всего просто подражают окружающим взрослым, особенно это касается непосредственно их родителей. Поэтому старайтесь во всем подавать им хороший пример.

И не забывайте о том, что надо самим быть теми, кем хотите, чтобы стали ваши дети.

Подготовлено с использованием интернет материалов

Комментариев нет:

Отправить комментарий