Консультацию подготовила музыкальный руководитель МДОУ д/с №8 Важенина О.Н.
В любой семье родители стремятся к тому, чтобы их ребенок как можно раньше освоил алфавит и научился считать, справедливо полагая, что эти навыки являются основой для получения школьного образования.
Однако в большинстве случаев они упускают такой важный аспект обучения, как нотная грамота.
Связано это, в первую очередь, с тем, что музыкальное образование давно уже перестало быть обязательным для детей, и сегодня многие папы и мамы предпочитают отдать ребенка в спортивную секцию либо на компьютерные курсы вместо того, чтобы научить их читать ноты с листа.
Безусловно, время вносит в образовательный процесс свои корректировки, и в наши дни человек, не знающий нот, уже не вызывает общественного порицания.
Между тем, еще 100 лет назад во многих российских семьях было принято параллельно с чтением, счетом и письмом давать детям представление о нотной грамоте. Причем, вне зависимости от того, имел ли ребенок склонность к музыке, получал ли домашнее образование либо учился в гимназии.
Так ли уж неправы были наши предки, настаивая на том, чтобы их дети обучались музыке?
Если рассматривать этот вопрос с эстетической точки зрения, не приходится сомневаться в том, что по-настоящему образованный и интеллигентный человек должен иметь о музыке довольно четкое представление и обладать не только широким кругозором, но и знать основы сольфеджио. Именно поэтому во многих европейских странах сегодня музыкальная теория является обязательным школьным предметом, который вводится в программу с первого класса.
У такого образовательного подхода есть и научное обоснование – исследования показывают, что ребенок, с детства приученный петь и музицировать, знающий ноты и способный самостоятельно их читать, обладает более цепкой памятью, прекрасной дикцией, развивает в себе способность к языкам и точным наукам.
Именно изучение сольфеджио способствует формированию аналитического мышления, так как принципы построения аккордов в переложении на практику требуют активизации мыслительных процессов, концентрации внимания и логически обоснованных выводов. Кроме этого, нотная грамота дает возможность малышу без труда разобраться в достаточно сложном механизме создания музыки, получить представление о композиции произведения и его жанровых особенностях.
Практика показывает, что раннее обучение нотной грамоте у большинства детей не вызывает трудностей при условии, что сам образовательный процесс им действительно интересен и проходит в игровой форме. Сознание малыша в возрасте 5-6 лет, не отягощенное условностями и комплексами, легко усваивает даже весьма непростую для понимания информацию. В то же время аналогичные программы обучения с трудом воспринимаются детьми после 10 лет, поэтому первые азы нотной грамоты ребенку следует осваивать в раннем возрасте.
Правда, следует учитывать, что теоретические познания в музыке не влияют на ее понимание и не способствуют развитию музыкального таланта ребенка. Если он любит петь и с удовольствием музицирует, то обучение нотной грамоте является логическим продолжением музыкального образования. Если же склонности к музыке у малыша нет, то стоит ограничиться лишь общей информацией о том, что такое ноты и для чего они нужны, уделив повышенное внимание другим аспектам интеллектуального и физического развития ребенка.
Консультация подготовлена с использованием интернет материалов.

Комментариев нет:
Отправить комментарий